Удивительный рассказ об астральном и других мирах, а также воскресении Учителя Шри Юктешвара, описанный Парамахансой Йоганандой. ВОСКРЕСЕНИЕ ШРИ ЮКТЕШВАРА. Сидя на кровати в бомбейском отеле в три часа дня 19 июня 1936 года, спустя неделю после видения Кришны, я был выведен из медитации блаженным светом. На моих широко раскрытых изумленных глазах вся комната превратилась в какой-то странный мир, солнечный свет обратился в небесное сияние. Волны восторга нахлынули на меня, когда я увидел Шри Юктешвара из крови и плоти! — Сын мой! — с улыбкой ангела нежно сказал учитель. Впервые в жизни я не преклонился в приветствии у его стоп, но мгновенно рванулся вперед, чтобы жадно схватить его в объятия. О, минута из минут! Перенесенные муки прошедших месяцев почитал я невесомыми против ныне обрушившегося потока блаженства. — Учитель! Возлюбленный моего сердца, зачем ты меня оставил? — бессвязно восклицал я в избытке счастья. — Зачем ты отпустил меня на кумбха мела. Как горько упрекал я себя за то, что оставил тебя! — Мне не хотелось препятствовать твоему радостному ожиданию увидеть место паломничества, где я впервые встретил Бабаджи. Я оставил тебя лишь ненадолго, разве не я с тобой вновь? — Но вы ли это, учитель, тот же самый Лев Божий? Вы надели тело, подобное тому, что похоронил я под безжалостными песками Пури? — Я, дитя мое, тот самый. Это тело из плоти и крови. Хотя я вижу его эфирным, для твоего зрения оно физическое. Из космических атомов я сотворил совершенно новое тело — в точности такое же, как физическое из космической грезы, которое положил ты под грезы-пески в Пури в твоем мире грез. Я воистину воскрес — не на земле, но на одной астральной планете. Ее обитатели более способны отвечать моим высоким нормам, чем земное человечество. Туда и ты, и дорогие тебе достойные люди когда-нибудь придете, чтобы быть со мной. — Бессмертный гуру, расскажите мне еще! Учитель кротко усмехнулся. — Пожалуйста, дорогой, — сказал он, — не отпустишь ли ты меня немножко? — Только немножко! — Обхватив его хваткой осьминога, я мог уловить точно тот же слабый благоухающий естественный запах, который был характерен ранее для его тела. Когда бы ни вспоминались те славные часы, волнующее прикосновение его божественной плоти все еще ощущается на внутренней стороне моих рук и ладонях. «Как посылаются на землю пророки помогать людям перерабатывать их физическую карму, так я направлен Богом служить спасителем на одну астральную планету, — пояснил Шри Юктешвар. — Она называется Хираньялока, то есть Озаренная астральная планета. Там я помогаю продвинутым сущностям избавиться от астральной кармы и таким образом достичь освобождения от астральных перевоплощений. Обитатели Хираньялоки высокоразвиты духовно, все они приобрели в своем последнем земном воплощении даруемую медитацией способность сознательно оставлять физическое тело во время смерти. Никто не может войти в Хираньялоку, пока на земле не поднимется выше сабикальпа самадхи в более высокое состояние — нирвикальпа самадхи. Обитатели Хираньялоки уже прошли через обычные астральные сферы, куда почти все существа с земли должны идти после смерти, там они переработали множество семян прошлых действий в астральном космосе. Только подвигнутые сущности могут проделать такой искупляющий труд в астральных мирах производительно. Тогда затем, чтобы освободить душу от кокона следов кармы, застрявшей в их астральном теле более основательно, эти высокие сущности были привлечены космическим законом возродиться с новыми астральными телами в Хираньялоке, астральном солнце и небе, где я воскрес, дабы помогать им. В Хираньялоке есть и высокоразвитые сущности, пришедшие из более высокого, более тонкого причинного мира». Мой ум был настолько совершенно настроен на ум гуру что он передавал мне слова-образы отчасти через речь, а отчасти мысленно. Таким образом я быстро принимал его идеи в концентрированном виде. «Ты читал в писаниях, — продолжал учитель, — что Бог заключил душу человека поочередно в три тела: тело идей, или причинное тело; тонкое астральное тело, местонахождение ментальной и эмоциональной природы человека; и грубое физическое тело. На земле человек наделен всеми физическими ощущениями. Астральная сущность действует сознанием, чувствами и телом, состоящим из жизнетронов. Сущность с причинным телом пребывает в блаженной сфере идей. Я работаю с теми астральными сущностями, которые готовятся вступить в причинный мир». — Дорогой учитель,, расскажите мне еще об астральном космосе, прошу вас. — Хотя я слегка ослабил объятия по просьбе Шри Юктешвара, руки мои все еще обвивали его. Сокровище превыше всех сокровищ, мой гуру, посмеявшийся над смертью, чтобы прийти ко мне! «Существует много астральных планет, кишащих астральными существами, — начал учитель. — Обитатели их пользуются астральными самолетами — световыми массами, более быстрыми, чем электроэнергия и энергия радиации, чтобы путешествовать с одной планеты на другую. Астральная вселенная, состоящая из различных тонких вибраций света и цвета, в сотни раз больше материального космоса. Все физические творения висят подобно небольшой плотной корзине под огромным сияющим воздушным шаром астральной сферы. Как в космосе блуждает множество физических солнц и звезд, точно так же существуют неисчислимые астральные звездные системы. У их планет есть астральные солнца и луны прекраснее физических. Астральные светила напоминают северное сияние — солнечное астральное сияние ослепительнее мягко-лучистого лунного сияния. Астральные сутки длиннее земных. Астральный мир бесконечно красив, ясен, чист и опрятен. Там нет мертвых планет или бесплодных почв. Земные недостатки — пыль, бактерии, насекомые, змеи — отсутствуют. В отличие от изменчивого климата и времен года земли астральные планеты сохраняют ровную температуру вечной весны с выпадающим изредка белым снегом и дождем из многоцветного света. Астральные планеты изобилуют опаловыми озерками, прозрачными морями и радужными реками. Обычная астральная вселенная, в отличие от более тонкого астрального неба Хираньялоки, населена миллионами астральных существ, более или менее недавно пришедших с земли, а также мириадами фей, русалок, рыб, животных, домовых, гномов, полубогов и духов, обитающих на самых разных астральных планетах, соответствующих свойствам их кармы. Разные сферические дома, или области вибраций, предназначены для добрых и злых духов. Добрые духи могут перемещаться свободно, а злые ограничены определенными зонами. Точно так же, как человеческие существа живут на поверхности земли, черви — в земле, рыбы — в воде, а птицы — в воздухе, так и астральные сущности разного рода закреплены за соответствующими вибраторными областями. Средь падших ангелов мрака, изгнанных из других миров, происходят трения и войны жизнетронными бомбами или вибраторными лучами ментальных мантр. Эти сущности обитают в пропитанных мраком сферах более низкого астрального космоса, отрабатывая свою дурную карму. В безбрежных сферах, расположенных выше этой мрачной астральной тюрьмы, все блещет красотой. Астральный космос более естествен, чем земля, созвучен божественной воле и божественному плану совершенствования. Всякий астральный объект проявляется главным образом по воле Божьей и отчасти по волевому влечению астральных сущностей. Они обладают способностью видоизменять или повышать привлекательность и форму чего-либо уже сотворенного Господом. Он предоставил Своим астральным детям счастливое преимущество преобразования или множественного комбинирования астральных субстанций по своей воле. На земле твердое тело можно обратить в жидкость или иную форму вследствие естественных или химических процессов, а астральные твердые тела переходят в астральные жидкости, газы или энергию немедленно и исключительно по воле обитателей. Земля омрачается множеством войн и убийств, — продолжал гуру, — но астральные жители знают счастливую гармонию и равенство. Астральные сущности дематериализуют или материализуют свою форму и свободно общаются друг с другом. Никакой твердый, определенный естественный закон не ограничивает их — к примеру, любое астральное дерево можно с успехом попросить произвести астральное манго или какой-либо иной желаемый плод, цветок или практически всякий объект вообще. Некоторые кармические ограничения имеются, но относительно желанности разных форм в астральном мире никаких границ не существует. Все мерцает творческим светом Божиим. Никто не рождается от женщин, отпрыск реализуется астральными существами при помощи их космической воли в сделанные по специальному образцу астрально уплотненные формы. Недавно развоплощенная физическая сущность попадает в астральную семью по приглашению, полученному вследствие психических и духовных потенций. Астральное тело совершенно не подвержено ни жаре, ни холоду и никаким иным естественным колебаниям. Анатомия его включает в себя астральный мозг, или тысячелепестковый лотос света, и шесть пробужденных центров в сушумне, то есть астральной цереброспинальной оси. Сердце извлекает космическую энергию и свет из астрального мозга и нагнетает ее в астральные нервы и клетки тела, или жизнетро-ны. Астральные существа могут воздействовать на свое тело жизнетронной силой или вибрациями мантр. Астральное Чело является точной копией последней физической формы. Астральное существо сохраняет ту же самую внешность, которой обладало в юности предшествующего пребывания на земле. Иной раз какое-нибудь астральное существо предпочитает, подобно мне, сохранять пожилой вид. — Учитель, излучающий подлинную молодость, весело засмеялся. В отличие от того, как пространственный, трехмерный мир земли познается только пятью чувствами, астральные сферы зримы для шестого чувства — интуиции, включающей в себя все, — продолжал Шри Юктешвар. — Одним лишь интуитивным чувством все астральные существа слышат, обоняют, ощущают вкус и осязают. Они обладают тремя глазами, два из которых полузакрыты. Третий и главный астральный глаз, расположенный посреди лба, открыт. Астральные существа имеют все внешние органы чувств: уши, глаза, нос, язык и кожу, но они пользуются интуитивной способностью чувствовать любой частью тела, и могут видеть ушами, носом или кожей. Они способны слышать глазами или языком и могут чувствовать вкус ушами или кожей и так далее. Физическое тело человека подвержено самым разным неисчислимым опасностям, его можно легко поранить или изувечить, эфирное астральное тело иной раз может быть порезано или ушиблено, но тут же исцеляется одним желанием». — Гурудев, все ли астральные личности красивы? «Красота в астральном мире известна как духовное качество, а не внешняя форма, — отвечал Шри Юктешвар. — Поэтому астральные существа придают мало значения чертам лица. Однако они имеют преимущество одевать себя по желанию новыми, красочными, астрально материализованными телами, точно так же астральные существа имеют возможность украшать себя в специально придуманные формы. Радостные астральные празднества на высших астральных планетах вроде Хираньялоки происходят, когда какая-нибудь из сущностей благодаря духовному прогрессу освобождается от астрального мира и, следовательно, готова взойти в небо причинного мира. В таких случаях незримый Отец Небесный и святые, которые погружены в Него, материализуют Себя в тела, выбранные ими самими, и присоединяются к астральному торжеству. Чтобы порадовать Своего возлюбленного поклонника, Господь принимает любую желаемую форму. Если последователь поклонялся через благоговение, он видит Бога как Божественную Мать. Для Иисуса привлекательнее иных был Отцовский аспект Бесконечного. Индивидуальность, которой Творец наделил каждое из Своих творений, дает всякий мыслимый и немыслимый спрос на многосторонность Господа. — Мы с гуру счастливо рассмеялись. Друзья из иных желаний прошлого легко узнают друг друга в астральном мире, — продолжал Шри Юктешвар своим красивым, похожим на флейту, голосом. — Радуясь бессмертию дружбы, они осознают неистребимость любви, в которой часто сомневались во время грустных, изолирующих расставаний земной жизни. Интуиция астральных сущностей проникает сквозь завесу и наблюдает человеческую деятельность на земле, но человек не может видеть астральный мир, пока его шестое чувство не развито в достаточной степени. Тысячи обитателей земли имели минутные проблески видений какой-нибудь астральной сущности или астрального мира. Развитые сущности, обитающие на Хираньялоке, большей частью пребывают бодрствующими в экстазе во время долгих астральных суток, помогая разра-батыванию сложных проблем космического правления и спасения блудных сынов, привязанных к земному существованию душ. Во время сна у обитателей Хираньялоки иной раз бывают астральные сновидения, подобные снам в физическом мире, ум их обычно погружен в сознательное состояние высшего блаженства нирвикалъпа. Жители всех частей астральных миров тем не менее подвержены психическим страданиям. Чувствительные умы сущностей более высоких, чем на планетах вроде Хираньялоки, ощущают острую боль, если совершена какая-то ошибка в поведении или восприятии истины. Эти развитые сущности прилагают старания, дабы всякое действие и мысль находились в естественной гармонии с совершенством духовного закона. Ощущение между обитателями астрала поддерживается всецело астральной телепатией и астральным телевидением, совершенно отсутствует путаница и неверное понимание слова написанного и сказанного, которые вынуждены переносить обитатели земли. Точно так же, как на киноэкране, люди появляются, чтобы перемещаться и действовать путем перегруппировки ряда световых картин, а не дышать на самом деле, так и астральные сущности передвигаются и действуют как разумно направляемые и координируемые световые образы, не имеющие необходимости извлекать силу из кислорода. Поддержание человека зависит от твердых тел, жидкостей, газов и энергии, астральные сущности поддерживают себя главным образом космическим светом». — Учитель, едят ли что-нибудь астральные существа? — Я впитывал его изумительные разъяснения с восприимчивостью всех способностей своего ума, сердца и души. Сверхсознательные восприятия истины реальны и неизменны всегда, тогда как скоропреходящие чувственные переживания и впечатления никак не более чем временные или относительно верные и скоро утрачивают в памяти всю свою яркость. Слова моего гуру столь ярко запечатлелись на пергаменте моей сущности, что во всякое время, переведя ум в сверхсознательное состояние, я могу вновь ясно оживить этот божественный опыт. «Светящиеся лучеподобные овощи находятся в большом количестве в астральных почвах, — ответил он. — Астральные существа потребляют растения и пьют нектар из великолепного фонтанирующего света и из астральных ручьев и рек. Точно так же, как невидимые образы людей на земле можно извлечь из эфира и сделать видимыми посредством телевизора, отпустив их впоследствии опять в космос, так и сотворенные Богом невидимые астральные копии овощей и растений, носящиеся в эфире, устремляются на ту или иную астральную планету по воле ее обитателей. Таким же точно образом по самой изощренной прихоти этих сущностей материализуются целые сады благоухающих цветов, возвращаясь впоследствии к эфирной видимости. Хотя обитатели небесных планет, подобных Хираньялоке, почти свободны от всякой необходимости в еде, еще выше — необусловленное состояние почти совсем освободившихся душ в причинном мире, которые не едят ничего, кроме манны блаженства. Освобожденные от земли астральные сущности встречают множество детей, отцов, матерей, жен, мужей и друзей, приобретенных во время различных воплощений на земле, когда они появляются время от времени в разных частях астральных сфер. Поэтому они оказываются в затруднении — кого любить особо, таким образом они, подобно детям, научаются даровать божественную и равную любовь всем индивидуализированным проявлениям Божьим. Хотя внешний вид любимых может измениться более или менее в соответствии с развитием новых качеств в самой последней жизни каждой отдельной души, астральное существо пользуется своей безошибочной интуицией для узнавания всех тех, кто когда-то был дорог ему на. других планетах обитания, и приветствовать их в новом астральном доме.